ЧУВСТВО ВИНЫ

Вина – состояние, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, регулирующие поведение людей в обществе.

Чувство вины относится к группе аффектов, включающих в себя страх перед наказанием, как внешним, так и внутренним, чувство раскаяния, угрызения совести и смирение. К страху перед внешним или внутренним наказанием может примешиваться депрессивная убежденность в уже свершенном акте агрессии или нанесении кому-то обиды и неотвратимом возмездии.

Чувство вины, как правило, является неосознанным, он возникает из эдипова комплекса, и чем он был сильнее, тем строже сформированное в психике ребенка Сверх-Я будет давить над Я в качестве бессознательного чувства вины. В процессе анализа одним из основных выражений бессознательного чувства вины является негативная терапевтическая реакция. Мотивы такого парадоксального ухудшения излечения следует искать «в чувстве вины, которое находит свое удовлетворение в болезни и отказывается избавиться от наказания страданием».

Наиболее явно чувство вины и последующие за ней самообвинения, самонаказания проявляются при депрессиях.

При душевном беспокойстве, человек пытается вытеснить переживания, мучающие его, при этом возбуждение возрастает до предела. Возбуждение является понятием, лежащим в основе механизма истерии и порой именно половое влечение становится сильнейшим возбуждением. Оно может стать патогенным, при торможении потока ассоциаций в несовместимости равноценных представлений, возникшее возбуждение сохраняется и ищет выход. «Чаще всего виновниками таких конфликтов становятся представления и происшествия, связанные с половой жизнью».

Чувство вины, преследуемое пациенток на протяжении многих лет в образах и воспоминаниях, можно так же назвать аффективными переживаниями, лежащими в основе истерических припадков.

 

Несколько выше было упомянуто, что возрастание возбуждения имеет связь с половой жизнью, ярким примером этого служит девушка, нравственно воспитанная, но испытывающая любовь к женатому мужчине, либо порядочный беспорочный молодой человек склонный к мастурбации. Эти люди находятся в конфликте моральных принципов, встречая строгий запрет к сексуальным действиям или даже фантазиям в этой области, нарушая которые испытывают страх, угрызения совести и чувство вины. Чаще всего в основе истерии лежат представления сексуального характера. В этих двух примерах, девушка и юноша имеют чувственные натуры с повышенной сексуальной возбудимостью, но самой сексуальности они не принимают, поскольку не хотят осквернять чистую душу сексуальными мыслями.

 

Чувство вины возникает не только после совершения убийства, Фрейд выражает и другую позицию. Какие-либо преступные деяния могут быть сделаны из чувства вины. Преступник, обладая чувством вины неизвестного происхождения, может уменьшить возросшее давление только тогда, когда преступит закон. Такие проступки совершаются из-за запрета на них, вследствие некого табу. Чувство вины возникает еще до совершения преступного действия и не оно является причиной, а наоборот проступок совершается из чувства вины. Такое чувство, как мы уже знаем, является причиной двух великих намерений – убийство отца и вступление в сексуальную связь с матерью, выходящих из Эдипова комплекса. Этот комплекс, как мы уже выяснили, открыл дорогу к возникновению совести, выступающую теперь в качестве психической силы.  Повышение бессознательного чувства вины может сделать человека преступником. У многих юных преступников чувство вины имелось еще до преступного акта, являясь, следовательно, не его следствием, а его побуждением, соединяя это бессознательное чувство вины с действием, преступник получает облегчение.

Таким образом, мы подошли к организации психических инстанций в личности, и к вопросу о том, какая часть нашего психического аппарата несет ответственность за формирование совести. Мы знаем, что Я отвечает за сознание и контроль, и даже во сне цензурирует сновидения и вытесняет воспоминания. Несмотря на это, в самом Я обнаруживается что-то бессознательное, что проявляет себя как вытеснение. Бессознательной может быть и сама совесть. Бессознательное чувство вины экономически препятствует излечению неврозов. Чем быстрее произойдет вытеснение Эдипова комплекса и чем сильнее он был, тем строже будет Сверх-Я контролировать Я посредством совести, через бессознательное чувство вины. Как нам известно, Я является представителем внешнего мира - реальности, а Сверх-Я внутреннего, мира Оно. Сверх-Я имеет в себе компонент, который получил большое развитие в образовании религий. К примеру, чувство собственной неполноценности, перед отцом – (Сверх-Я) как надзирающий и наказывающий элемент. Помимо религии, во внутреннюю психическую жизнь вмешивается мнение авторитетных для человека людей, которые продолжают роль отца, через запреты пробираясь в глубины Сверх-Я и становятся контролерами цензуры через совесть. Чувство вины в таком случае будет возникать от напряжения между требованиями совести и действиями Я. Мы знаем, что религия и моральные ограничения возникали через преодоление Эдипова комплекса, социальные чувства из необходимости побороть соперничество между сестрами и братьями.

 

 

(Подробно)

 

Поворотным моментом в понимании чувства вины, да и всего психоанализа в целом, является введение понятия Сверх-Я. Сверх-Я – это исход Эдипова комплекса, вытеснение его в бессознательное, вытеснение всех инфантильных влечений и желаний, будь они сексуальными или враждебными, то есть амбивалентными. Сверх-Я повелевает Я «в виде совести, возможно, в виде бессознательного чувства вины». Сверх-Я совмещает в себе проекцию детского нарциссизма и критического воздействия родителей, воспитателей, учителей, осуществляет функцию цензора. Совесть – некий страж Я-идеала, его выражение и проявление, внутреннее восприятие Я-идеала самим Я. У совести, морали, нравственности теперь появляется свое место в психическом аппарате человека. Особый интерес представляют мысли Фрейда о появление сознания вины из-за освободившегося гомосексуального либидо. К страху кастрации невротика добавляется страх потери их любви, видимо вследствие амбивалентности чувств.

Важная особенность вины обнаруживается при лечении пациентов, которые находят удовлетворения в болезни и не хотят отказаться от наказания в виде страдания. Конечно, пациент не осознает себя виновным, он искренне верит, что болен. Такое чувство вины проявляется в виде трудно редуцируемого сопротивления собственному исцелению и является самой причиной болезни.  При осознании своего чувства вины, возникшего от напряжения между Я и Сверх-Я, что является выражением осуждения Я со стороны его критической инстанции, не возникает трудности в дальнейшей работе. Несомненно, противоположную позицию можем наблюдать у невротиков, имеющих чувства неполноценности. Вина либо чрезвычайно сильно осознанна, либо Сверх-Я проявляет особую строгость и бездействие против Я. На Сверх-Я влияют вытесненные импульсы обосновывающие чувство вины. Допустим предположение, что все чувство вины должно быть бессознательным, так как возникновение совести тесно связано с Эдиповым комплексом, который принадлежит бессознательному. В основном Сверх-Я проявляет себя как критика, а чувство вины есть восприятие этой критики в Я, и конечно все это сопровождается жесткостью и строгостью.

Подводя итоги формирования чувства вины, нельзя обойти стороной и психоаналитика Шандор Радо, кто довольно ясно выражается о мазохистической деформации генитального влечения, подразумевая, что корни чувства вины лежат в самонаказании фантазией кастрации. Таким образом, очевидно, что генитальный мазохизм связан с виной, а защиты Я, на примере механизма бегства, демонстрируют чувство вины как нарушение при женской гомосексуальности.

Из подавления порывов ненависти и мести появляются идеи виновности. Чем сильнее бессознательные порывы мести, тем отчетливее склонность создавать бредовые идеи вины. Идея вины содержит исполнение желания ощутить себя преступником.

Фрейд выделяет ступени развития сознания своей виновности: 1 ступень выражается страхом внешнего авторитета, потери его любви из-за запретного влечения; 2 ступень характеризуется интроекцией внешнего авторитета и образованием Сверх-Я, когда даже мысль о влечении приравнивается к действию и является осуждаемой, так как от Сверх-Я не скрыть своих желаний. Здесь и появляется чувство вины и страх совести.

В Оно каждого человека происходит борьба между влечением к жизни и влечением к смерти, которое действует внутри индивида, может проявляться как агрессия во внешний мир или связываться с Эросом для достижения его целей. В этом и состоит конфликт амбивалентности, влияющий на развитие любого невроза. В ходе истории человечества и индивидуальной истории реально свершившееся убийство заменяется мыслью об убийстве, агрессивным импульсом, от которого человек вначале отказывается из страха потери любви, а затем уже из страха сформировавшейся совести, когда первый отказ привел к интроекции объекта и созданию Сверх-Я. Необходимо отметить, что речь идет об отказе от агрессивного влечения или отказе от мстительной агрессии по отношению к лицу, мешающему в удовлетворении либидинозного влечения. Отказ от проявления агрессии во внешний мир в первый раз – интроекция внешнего авторитета – приводит к образованию Сверх-Я, теперь оно занимается отказом отвода агрессии, агрессивно подавляет Я. Я становится мазохистским при садистском Сверх-Я. При не совершении агрессивного импульса чувство вины остается в бессознательном. «Если побуждение подлежит вытеснению, то его либидинозные части превращается в симптомы, а агрессивные компоненты — в чувство вины».

Фрейд сравнивает понятия – моральный мазохизм и бессознательное чувство вины. Общим здесь будет стремление к наказанию, но чувство вины это всего лишь чувство, а вид мазохизма уже устоявшееся явление. Тем не менее, Фрейд определяет главное отличие этих похожих между собой явлений: при чувстве вины «акцент приходится на усилившийся садизм Сверх-Я», а при моральном мазохизме – «на собственный мазохизм Я, который требует наказания, будь то со стороны Сверх-Я или со стороны внешних сил, наделенных родительской властью». Также отличием будет являться тот факт, что при моральном мазохизме происходит вновь смешение влечений и регресс к Эдипову комплексу, «мораль сексуализируется». Саморазрушение мазохиста не лишено сексуального удовлетворения. Фрейд часто упоминает о негативной терапевтической реакции и, как следствие, сопротивлении лечению. Он называет это одной из форм выражения бессознательного чувства вины – потребности в наказании.

В неврозе навязчивости чувство вины имеет ключевое значение, по мнению Фрейда. Проявляется как в навязчивых представлениях, означающих упрек за агрессивный импульс, так и в навязчивых действиях, означающих защиту от таких импульсов и критики Сверх-Я. Можно предположить, что изначально импульс был сексуальным, но в ходе невозможности решения сексуальной проблемы на данном уровне Я регрессирует на прежний уровень, превращая желание в исключительно враждебное, агрессивное. Так, Я адаптируется к возникшей проблеме. Сверх-Я узнает об агрессивном желании Оно и критикует этим садизмом Я, в свою очередь Я воспринимает такую критику, реагируя чувством вины, и защищается от возможного наказания посредством ритуалов. Позднее, такой защитный ритуал превращается в символический агрессивный импульс – желания берут верх.

Что касается вины, Фрейд придерживался мнения, что она берет свое начало в эдиповом комплексе и является его следствием. Тем не менее, есть отрывки, в которых Фрейд ясно обращается к конфликту и вине, возникающим на более ранней стадии жизни. Он писал: «...чувство вины есть выражение конфликта амбивалентности, вечной борьбы между Эросом и влечением к деструкции или смерти». А также «...с нею [культурой] неразрывно связано возрастание чувства вины как следствие рожденного вместе с ней [культурой] конфликта амбивалентности, как следствие вечной распри между любовью и стремлением к смерти».

Здесь Фрейд недвусмысленно утверждает, что вина исходит из агрессии и это, вместе с его высказываниями («рожденный вместе с [культурой] конфликт амбивалентности»), указывает на то, что вина возникает на самой ранней стадии развития. Тем не менее, рассматривая взгляды Фрейда в целом, какими мы находим их опять же в «Новых лекциях по введению в психо­анализ», становится ясным, что он придерживался своей гипотезы о том, что вина устанавливается как следствие эдипова комплекса.

 

 

Среди механизмов защиты от чувства вины прежде всего отмечают реактивные образования - либо в виде подчеркнутой не агрессивности, либо, наоборот, в виде отсутствия беспокойства по поводу того, что кому-то была нанесена обида и ущемлены чьи-то желания. Другим типом реактивного образования является превращение пассивного поведения в активное (пусть уж другие чувствуют себя виновными, а не я). Посредством проекции человек либо обвиняет других в намерениях или действиях, из-за которых он испытывает вину, или воспринимает других как фигуры немого укора, которые надо устранить или атаковать.

Одна из терапевтических целей психоанализа состоит в понижении уровня притязаний Сверх-Я и раскрытии функций чувства вины, состоящих в проявлении страха неодобрения, защиты от него и защиты от обвинений. Необходимо сперва показать невротику, что он требует от себя невозможного, а затем помочь ему осознать существо его самообвинений, обвинений и достижений.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.